Память

36(37). Тайна Вышенской святыни

В советское время переиздание трудов святителя в Отечестве было запрещено

36. Тайна Вышенской святыни


В советское время переиздание трудов святителя в Отечестве было запрещено, но они многократно печатались православными людьми за рубежом (наиболее часто — издательством Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле). Изучение жизни и творений свт. Феофана в России оживилось в 1969 г., когда по благословению Святейшего Патриарха Пимена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре было отмечено семидесятипятилетие преставления Затворника Вышенского, и началась подготовка к его канонизации.

Необычна история тайного обретения мощей святого. Началась она с того, что выпускник Московской Духовной Академии Георгий Глазунов был рукоположен во иерея и в марте 1972 г. направлен на службу в родной Шацкий район, настоятелем храма во имя прп. Сергия Радонежского села Эммануиловка.

К тому времени эта скромная церковь, расположенная неподалеку от Вышенского монастыря, уже четверть века хранила в своих стенах главную святыню разоренной коммунистами обители: православные в 1918 г. спасли чудотворную Казанскую Вышенскую икону

Ее оберегатель, священник Василий Яковлев, в 1947 г. был назначен служить в открывшийся храм Эммануиловки — единственный действовавший в округе. Однажды во время домашней молитвы священник и его семья увидели, как чудотворный образ Царицы Небесной стал выпадать из иконостаса. Это повторилось несколько раз, после чего батюшка перенес икону в храм.

Когда же в Эммануиловку прибыл молодой священник Георгий Глазунов, к нему вскоре приехали «попить чайку» игумен Марк (Лозинский) и два выпускника Академии: иеромонахи Елевферий (Диденко) и Георгий (Тертышников

По благословению известнейшего духовника нашей Церкви архимандрита Кирилла (Павлова) они должны были обрести мощи свт. Феофана Затворника. «Всё хранилось в строжайшем секрете. Про мощи знали только отец Марк, отец Георгий, отец Елевферий и я, да еще отец Кирилл», — вспоминает о. Георгий Глазунов. [24]

Для этого священник познакомился с некоторыми работниками больницы. «У меня была там знакомая кладовщица, — рассказывает он,— Я попросил ее открыть нам Казанский храм, находившийся тогда под складом.

Мы всё осмотрели. Запустение было ужасное, окна выбиты, всё загажено птичьим пометом, накиданы какие-то бочки, покрышки, железки. Мы помыли надгробие могилы святителя — мраморную плиту в метр толщиной; она стояла над склепом, в котором сбоку была пробита дыра. Могила была вскрыта, искали какие-то сокровища, золото. Как пробивали склеп, так, видно, в нем и остались лежать какие-то железяки, трубы». [24]

Была соборно отслужена панихида по подвижнику на месте его погребения — первая за долгие десятилетия безбожной власти.

Через какое-то время из Свято-Троицкой Лавры к о. Георгию снова приехал иеромонах Елевферий. Батюшка рассказывает: «Кладовщица впустила нас в храм и тут же закрыла на замок, предварительно поинтересовавшись: „Ачто вы тут будете делать?“ — и пригрозила: „Если что-то найдете, поделитесь! “ — „Ладно-ладно“. А сами принялись очищать склеп от мусора.

Отец Елевферий спустился вниз в могилку, я помогал ему сверху Было темно, светили фонариком. Провозились часа четыре. Потом увидели разломанный гробик. Он был развален на четыре части. Разбирая далее, мы увидели, что голова святителя разбита на три части. Наверно, бросали что-то тяжелое. Собрали все косточки. Потом мы нашли Евангелие, как новенькое: листочки белые-белые, печать чистая.

Какое-то время мощи находились у меня, а потом к нам прислали человека, который приехал с чемоданом, всё упаковал и отвез в Троице-Сергиеву Лавру Мощи тогда благословили положить в подклет Успенского собора Лавры — во Всесвятском храме, где они и покоились до 1988 г.». [24]

Вскоре о. Георгий, договорившись с администрацией больницы и военными, вывез из Казанского собора и мраморное целая глыба, весом в 6,5 тонн. На ней располагалась каменная митра, но в советское время митру сбили, даже осколков не сохранилось.

«При помощи военной машины с лебедкой вытащили надгробие. Оно было таким тяжелым, что рвались толстенные тросы».

Удалось забрать и памятник игумена Аркадия, который был повален безбожниками, а затем и договориться о перезахоронении честных останков строителя Вышенской пустыни. «Когда я специально встречался с властями,— вспоминает священник,— они сначала попросили описать, что за человек был архимандрит Аркадий. Я написал всё, что знал о нем: о настоятельстве, строительстве школ, просветительской деятельности. Последовало разрешение с оговоркой, что всё должно быть совершено в тайне. Удивительно, что когда обретали тело, архимандрит Аркадий лежал в мантии, которая полностью сохранилась. Я еще, помню, попробовал материю на прочность, но она не поддалась».

Ныне могилка о. Аркадия располагается за алтарной частью храма в селе Эммануиловка.


37. Дивен Бог во святых Своих


В год, когда Церковь торжественно отмечала тысячелетие Крещения Руси, свт. Феофан, всю жизнь особо чтивший праздник Крещения Господня, был прославлен в лике святых Поместным Собором Русской Православной Церкви. Заседания его проходили в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в трапезной церкви во имя прп. Сергия Радонежского.

В день открытия Собора 6 июня 1988 г. после общей молитвы всех участников Владыка Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, представил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», в котором было сказано:

«Епископ Феофан предлагается к канонизации как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества. Своим молитвенным созерцательным подвигом, чистотою сердца, целомудрием и благочестием, сохраненным от юности, он стяжал дар опытного постижения святоотеческой аскезы. Этот опыт он как богослов и экзогет изложил в своих многочисленных творениях, которые могут рассматриваться чадами церковными как практические пособия в деле христианского спасения».

Вместе со свт. Феофаном были канонизированы еще восемь великих подвижников нашей Церкви: духовные писатели — святители Игнатий Ставропольский и Макарий Московский, святая блаженная Ксения Петербургская, преподобные отцы Амвросий Оптинский, Паисий (Величковский), Максим Грек и Андрей Рублев, благоверный Великий князь Димитрий Донской.

В преддверии прославления свт. Феофана архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) благословил пристроить к храму в селе Эммануиловка придел, в который было решено перенести честные мощи. В основание престола было положено мраморное надгробие с места первого захоронения святого. Затем мощи были перенесены из

Троице-Сергиевой Лавры сначала в Рязань, а 8 июля 1988 г. — в Эммануиловку.

В тот день причащалось Святых Христовых Таин около двух тысяч человек. Многие свидетельствовали, что, идя в крестном ходе, видели на ясном небе сверкающую молнию.

Здесь мощи святителя пребывали четырнадцать лет, и за эти годы было много свидетельств о чудесах. «Одного мальчика, который от рождения не ходил,— повествует о. Георгий,— привозили три раза издалека, я его клал прямо на мощи, как младенца, хотя ему было годика два с половиной. Родители сначала купали его в источнике, освященном во имя свт. Феофана, а потом приносили, и я клал его на мощи.

И вот, когда они в третий раз привезли его, он на службе с ручек попросился на пол и побежал. При этом присутствовала моя матушка, я служил. Народ стал возмущаться, потому что мальчик бегал радостный и якобы мешал им молиться.

Говорят матери: „Что ты не возьмешь ребенка, он бегает по храму, мешает молиться! “ — а она стоит и плачет от радости, сказать ничего не может: мальчонка от роду не ходил, а здесь побежал!»

Однажды вместе с паломниками в Эммануиловку приехала женщина, у которой была межпозвоночная грыжа и которой вот-вот должны были оформить вторую группу инвалидности. Искупавшись в Феофанов-ском источнике, она вдруг не стала ощущать боли в спине. Вернувшись домой и сделав томографию, она услышала от врача: „У вас никакой грыжи нет“.

В другой раз сюда приехал военный летчик из Волгограда, страдавший хроническим радикулитом. Он потратил много денег на лечение, но ничего не помогало. Искупавшись в источнике, мужчина ощутил, что боль полностью прошла. Через год он приехал, чтобы поблагодарить святителя за исцеление.


Метки (тэги)
Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.