Память

34(35). Путеводная звезда

Многие люди еще в дни земной жизни Вышенского подвижника были уверены в его святости.

34. Путеводная звезда


Многие люди еще в дни земной жизни Вышенского подвижника были уверены в его святости. В этом убеждали и благодатное действие его книг, и многолетний молитвенный труд в затворе. Преподобный старец Варсонофий Оптинский в беседе со своими учениками говорил о свт. Феофане: «Все мы твердо верим, что принял Господь его чистую душу в Свое Небесное Царствие».

Простой народ задушевно называл святителя «батюшка отец Феофан». До революции его портреты часто можно было видеть рядом с иконами в крестьянских домах. Имя его стояло в помянниках тамбовчан вторым после имени тогда еще не канонизированного при. Серафима Саровского.

У игумена Аркадия часто спрашивали, какие чудеса происходят на могилке Владыки. А чудесные знамения, действительно, были.

Так, вскоре после преставления свт. Феофана ко Господу в Шацке овдовела жена видного чиновника, министра финансов, г-жа К-на. «Мы прожили с мужем почти тридцать лет душа в душу, и мне было тяжело потерять его,— поведала она,— Я впала в тоску, вследствие которой появились нервные спазмы горла, душившие меня. Сама жизнь казалась мне в тягость. Многих просила я молиться за себя. И вот в одну благодатную минуту я перед иконой Царицы Небесной молила Ее вразумить меня, что надо сделать, чтобы облегчить свою душу от чрезмерной печали.

Как бы в ответ на эту мольбу я услышала от иконы тихий голос,

словно полушепотом:

„Надо отслужить панихиду на могиле епископа-затворника “.

Я вспомнила о Владыке Феофане, и едва лишь промелькнула в уме мысль: „О нем ли?“ — как я услышала голос, уже над самым ухом твердо, с особым ударением произнесший слово: „Да!“ Решив исполнить повеление Господне при первой возможности, я стала чувствовать себя гораздо лучше.

Приехав в Вышенскую пустынь, я с великой радостью сделала указанное мне, и с тех пор ни разу не нападала на меня тоска. Теперь я нахожу великое утешение в молитве».

В мае 1904 г. иеромонах Вышенской пустыни Н-р, исполнявший послушание летописца, стал свидетелем чудесного исцеления от глазной болезни на месте погребения свт. Феофана Затворника. Вот его рассказ.

«На Вышу пришла крестьянка из села Салтыковы Буты Спасского уезда, с больными глазами, почти слепая, и после обедни пожелала заказать панихиду у могилы Преосвященного Феофана. Как чередной иеромонах я совершил заказную заупокойную службу.

Заинтересованный этим случаем, я спросил женщину, откуда она знает имя Преосвященного Феофана и по какому поводу заказала панихиду. Крестьянка ответила, что уже давно страдает тяжкой болезнью глаз, лечилась у доктора, но не получила помощи. Часто и подолгу молилась она по ночам, прося у Господа исцеления. Во время одной из таких ночных молитв ей явился инок и сказал, чтобы она пошла в Успенскую Вышенскую пустынь и помолилась за панихидой у могилы епископа Феофана. Видение повторилось еще дважды, и она прибыла на Вышу.

После нескольких дней в горячих молитвах за богослужением, крестьянка вернулась домой, получив исцеление».

А в июне того же года Вышенскую пустынь посетила настоятельница одного из Костромских монастырей Ф-та. Иеромонах Н-р, разговорившись с паломницей, узнал, что она великая почитательница памяти свт. Феофана. При жизни подвижника она получила от него несколько писем с разрешением сомнительных и недоуменных вопросов и после его смерти во всех затруднениях молитвенно обращалась к нему за помощью и советом. Незадолго до ее приезда святитель явился ей и велел усердно молиться на Выше.

К десятилетию со дня кончины Владыки вышла в свет книга «Жизнь и учение Преосвященного Феофана, Вышенского Затворника», написанная смотрителем Шацкого

Духовного училища профессором Петром Алексеевичем Смирновым, принявшим затем священный сан.

В составлении этого первого жизнеописания Владыки участвовал о. Аркадий. Для назидания верующих он благословил посещение паломниками покоев святителя, в которых бережно сохранялась вся обстановка.

Авва Аркадий отошел ко Господу 1 ноября 1907 г. Его монашеский путь к возлюбленному Христу длился шестьдесят два года.

В 1909 г. епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл (Смирнов)* ввел в обычай ежегодное совершение заупокойных Литургий в дни памяти тогда еще не канонизированных святых Иоанна Кронштадтского, Феофана Затворника, Питирима  Новомучеников и Исповедников

Тамбовского и Амвросия Оптинского.

В эти дни всё тамбовское духовенство соборно служило панихиду об упокоении дивных подвижников благочестия, что свидетельствовало о вере современников в их прославление в Церкви Небесной и грядущее прославление на земле. Ав 1915 г., несмотря на военное время, в Вышенской пустыни прошли торжества, посвященные столетию со дня рождения святителя.

Возглавлявший их Владыка Зиновий (Дроздов), епископ Козловский, после Божественной Литургии сказал: «Счастливы вы, братия, что можете припадать к гробнице святителя Феофана и просить его святых молитв и предстательства пред Престолом Всевышнего за нас, грешных. Он — наша путеводная звезда! Будем подражать ему по мере наших слабых сил».


35. Исполнение предреченного


За тридцать шесть лет до революции 1917 г. свт. Феофан писал о глубинных причинах надвигавшихся потрясений: «Как шла французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули религиозные убеждения. Пошло повальное неверие: „Бога нет“; „человек — ком грязи“; „за гробом нечего ждать“. Несмотря, однако, на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: „Не тронь! Дай свободу! “ И дали! Начались требования — кое-где разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло всё вверх дном.

Что у нас?! У нас материалистические воззрения всё более и более приобретают вес. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции».

Революция на Тамбовщине началась с расстрелов. В 1918 г. крестьяне села Конобеево попросили у иноков совершить крестный ход с Выши с чудотворной иконой Матери Божией, чтобы помолиться об избавлении от эпидемии испанки. Чекисты схватили священника с образом и начали страшно издеваться над ним. Узнав об этом, народ огромной толпой пошел выручать батюшку и святыню. «Борцы за светлое будущее» открыли огонь из пулемета и убили многих, в том числе женщин и детей. [21]

Ав 1919 г. коммунисты постановили убить восьмидесятилетнюю, почти слепую Александру Николаевну Нарышкину, отдававшую все свои силы и средства благоустройству рабочих и крестьян Тамбовщины. Она умерла от разрыва сердца, когда ее вели на расстрел.

На Выше, на месте подвигов великого христианского педагога большевики устроили «детский городок им. III Интернационала». В этом инкубаторе они выращивали маленьких чудовищ: на месте кладбища для детей был разбит огород. Тогда же уездной милиции было предписано уничтожать в храмах «предметы и надписи, оскорбляющие революционное чувство трудящихся масс».

О том, какие «чувства» двигали этими «массами», красноречиво говорит дошедшая до нас докладная записка члена РКП(б) Н. Карасева: «Теперь разграбляется Вышенский монастырь. Мебель по себе, а поломки на базар. Я знаю, что в Вышенском монастыре есть чем поживиться, не только мебель. Там были запасы больше, чем где-либо».

У обители отняли землю и образцовое хозяйство, которое затем также растащили и распродали. Монастырская библиотека была вывезена в Шацк и сожжена.

Несомненно, та же участь постигла бы и библиотеку святителя, если бы она не была приобретена у его родственников московскими купцами, братьями Лосевыми, принесшими ее в дар храму свт. Николая Чудотворца в Толмачах

В 1923 г. монашескую общину изгнали из монастыря, а в 1924-м запретили совершать богослужения в Казанском соборе, где был погребен свт. Феофан. Однако иноки не покинули святое место, а жили в соседних селах, по-прежнему правя службу согласно уставу пустыни. Последним ее настоятелем стал иеромонах Дорофей (Аникин), продолжавший жить вместе с четырьмя братиями в маленькой келье на территории обители. «Народ его очень любил и приходил к нему за советом. Известен случай, когда в засуху по его молитве Господь даровал людям дождь. Он оказывал нуждающимся помощь, требы для бедных совершал безвозмездно».

При этом о. Дорофей молился за гонителей — советскую власть, а на панихидах всегда поминал русских Государей. На допросе после ареста он сказал: «Поминать мы обязаны и молиться обо всех, и в первую очередь о тех, кто обидит. Как за обидчицу в первую очередь я молился за советскую власть».

В 1931 г. по ложному обвинению в «организации выступлений против колхозов» о. Дорофей и многие верующие в округе были отправлены в концлагеря, а в 1932 г. батюшка был задушен в тюрьме.

Вскоре был окончательно закрыт собор во имя Рождества Христова, а в 1938 году в стены обители вселили душевнобольных. При этом «буйное отделение» устроили на том самом месте, где подвизался святой затворник.

И все годы советской власти православные, жившие в этих краях, привозили на Вышу продукты для голодных больных.

Потянулись долгие десятилетия безбожия… Но когда они миновали, бывшие врачи больницы рассказали, что иногда ночью в разоренном храме зажигались лампады и слышалось пение. А еще по утрам откуда-то появлялся старец «с полотенцем на плече» (так медсестры описывали архиерейский омофор) и говорил: „Уходите, вам здесь не мес-то!“ И удалялся, а куда — не видел никто.


Метки (тэги)
Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.