Житие

15(16). Сеятель слова Божия.

Тринадцатого июня 1857 г. архимандрит Феофан был назначен на должность ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии.

15. Сеятель слова Божия


Тринадцатого июня 1857 г. архимандрит Феофан был назначен на должность ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии. Возглавив главное духовное учебное заведение Российской империи, о. Феофан наблюдал еще и за препо-председательствовал в Комитете по изданию книг византийских историков и в Комитете по переводу Библии на русский язык, а также редактировал академический журнал «Христианское чтение».

Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры.

Он «любил беседовать со студентами на темы психологии. Простота и доступность в обращении со слушателями способствовали тому, что они доверяли своему ректору и свободно обращались к нему со своими нуждами и недоумениями».

Особое внимание святой ректор уделял обучению своих питомцев искусству проповеди. За два года он произнес в храмах столицы более двадцати проповедей, которые «снискали ему славу лучшего в то время проповедника и очень умного богослова».  Усердие о. Феофана было вновь отмечено Св. Синодом. В ознаменование празднования пятидесятилетия Санкт-Петербургской Духовной Академии, 7 января 1859 г. добрый пастырь был награжден орденом святого Владимира 3-й степени. И в том же году Господь призвал его на ниву епископского служения.

Шестнадцатого мая 1859 г. вышел указ Св. Синода о назначении архимандрита Феофана епископом Тамбовским и Шацким, и 1 июня в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры была совершена его хиротония. При наречении во епископа святой, покорный воле Божией, произнес речь, в которой сравнил свою жизнь с шаром, без треска и шума катящимся по направлению сообщаемых ему ударов.

«Не скрою, что не чуждо было бы тайным желаниям сердца, если бы на мою долю выпало такое место, где бы я свободно мог предаться занятиям по сердцу», — прибавил он.

Орден св. Владимира 3-й степени

А в Тамбове друг и предшественник свт. Феофана на кафедре, >Владыка Макарий (Булгаков), прощаясь с паствой, сказал: «Вместо меня вашим пастырем будет архимандрит Феофан, человек прекрасной души. Это замечательный человек, особенно как проповедник. Когда он к вам придет, то вы очень скоро забудете меня».

Тамбовская епархия, в управление которой 5 июля 1859 г. вступил епископ Феофан, была одной из самых многолюдных: здесь служили Господу более двух тысяч священников и диаконов, в монастырях подвизались несколько сотен монашествующих. Владыка стал для своей паствы «и ревностным учителем, и заботливым отцом, делил с нею радости, горе и не щадил сил своих и здоровья ради блага и спасения ее».

Главное внимание он обратил на разъяснение слова Божия в проповедях, которые считал лучшим средством духовного просвещения. Все 109 слов святителя к Тамбовской пастве отличаются необыкновенной образностью и простотой, и «представляют собой не продукт сухой умственной работы, а живое и непосредственное излияние чувствующего сердца проповедника».

По воспоминаниям очевидцев, при звуке вечернего колокола толпы гуляющих по центру Тамбова быстро редели. Все спешили в собор, чтобы услышать речь своего архипастыря. Его слова настолько овладевали вниманием людей, что в полной тишине негромкий голос Владыки был слышен в самых отдаленных уголках храма.

По воспоминаниям А. Г. Говорова, племянника святителя, жившего у него в Тамбове, он вел подвижнический образ жизни, непрерывно пребывая в молитве и трудах, одевался просто, кушал мало и никогда не  святителя Феофана ужинал.


16. Просветитель Тамбовской земли


Первый историк Тамбовского края И. И. Дубасов писал: «Епископ Феофан поднял умственно-нравственный характер нашей епархии. Он привлек в среду духовенства лиц с академическим образованием, что

Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Тамбова.

до него было большой редкостью». Центром православной проповеди на Тамбовщине стал Казанский Богородичный монастырь. Епископ Феофан вел здесь беседы с верующими после Литургий и всенощных бдений. Великим постом к ним прибавлялись еще и собеседования за вечернями в Спа-со-Преображенском кафедральном соборе. Прекрасные проповеди произносили здесь протоиереи Иоанн Сладкопевцев и Георгий Хитров.

С 2 июля 1861 г. епископ Феофан начал издавать журнал «Тамбовские епархиальные ведомости», в котором было опубликовано написанное им пособие для священников под названием «Как составить проповедь», изречения Святых Отцов и одно из первых жизнеописаний свт. Тихона Задонского, канонизация которого тогда готовилась.

Большие усилия Владыка предпринял для открытия в Тамбове женского епархиального училища, которое должно было давать хорошее образование сиротам и дочерям священников.

Митрополит Макарий (Булгаков

Воспитанный верующей и любящей матушкой, он глубоко осознавал значение матери в духовном воспитании детей и благонравных жен священников — в укреплении нравственности прихожан. Святитель побудил состоятельных людей жертвовать средства на создание училища. Образцом для него послужил Смольный институт благородных девиц. Девочек учили Закону Божию, русскому и славянскому языкам, арифметике, географии, истории, чистописанию и рисованию, церковному пению, рукоделию, воспитанию и самостоятельному лечению детей.

Вникал Владыка и во все дела Тамбовской Духовной семинарии. Он лично присутствовал на экзаменах и задавал вопросы выпускникам. Желая освободить храмы Тамбовской епархии от икон в западном стиле, епископ открыл здесь класс православной иконописи, обучаться в котором сразу изъявило желание около ста семинаристов.


Метки (тэги)
Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.