Святитель

5(6). Учителя истинной мудрости

Киевская Духовная Академия славилась в то время своими наставниками и выпускниками.

5. Учителя истинной мудрости


Киевская Духовная Академия славилась в то время своими наставниками и выпускниками. Для ее процветания очень много сделал свт. Филарет Киевский (Амфитеатров) — великий молитвенник, тайно принявший подвиг схимничества. Схимитрополит Филарет старался собрать как можно более сильный состав преподавателей и заботился о духовном становлении учащихся.

Братский монастырь и Киевская духовная академия 1880 год.

Ректором тогда был видный богослов и духовный писатель, епископ Чигиринский Иннокентий (Борисов), впоследствии — архиепископ Херсонский и Таврический, прославленный ныне в лике святых. Святитель Иннокентий впервые ввел в состав предметов учение о Церкви, начал использовать в изложении богословия историко-сравни-тельныи метод, и отменил преподавание на латыни, державшее русское богословие в оковах западной схоластики.

Лекции его отличались самобытностью и живостью изложения. Он часами беседовал со студентами, вдохновляя их на самостоятельное, вдумчивое изучение Христианства. При этом свт. Иннокентий советовал не ограничиваться курсом наук, преподаваемых в Академии, а расширять свой кругозор за счет дополнительного чтения творений Святых Отцов, а также через знакомство с различными отраслями человеческого знания.

Такой подход к образованию священства был по тем временам совершенно новым, но во второй половине XIX века, когда встала задача разоблачения материализма, широкая образованность пастырей стала очень востребованной. И изучение свт. Феофаном Затворником астрономии, физики и других наук говорит о том, что он внимательно слушал советы своего наставника.

Св.Филарет(Амфитеатров).

Инспектором Академии был архимандрит Димитрий (Муретов), также занимавший потом Херсонскую кафедру. Его отличала основательность подготовки к лекциям. Обычно о. Димитрий излагал урок без конспекта, в течение двух часов приводя на память тексты, с точным указанием томов и страниц цитируемых сочинений. Его лекции были глубоки по содержанию и проникнуты духом христианской любви.

Особенное влияние на Георгия Говорова оказал профессор церковного красноречия Иаков Космич Амфитеатров, автор книги «Чтения о церковной словесности». Этот и другие его труды легли в основу самобытного отечественного стиля христианской проповеди.

Иаков Космич был земляком будущего святителя, нередко приглашал его к себе в гости, и они подолгу гуляли. Георгий учился у него простоте слога и ясности выражения своих мыслей, а на вопросы из области духовной жизни получал мудрые ответы.

И. К. Амфитеатров помогал многим нуждающимся устроиться в Киеве и выйти в люди. Свт. Феофан вспоминал такой случай. Во время одной из прогулок профессор обратил внимание на группу слепых нищих. Среди них выделялся своей бойкостью и умным выражением лица мальчик-поводырь. Иаков Космич расспросил его и выяснил, что маленький Коля Шерешилов, сын диакона из Чернигова, рано лишился родителей и стал поводырем своего слепого дяди.

Амфитеатров взял мальчика к себе домой и устроил в Духовное училище. Его воспитанник оказался очень способным. Он поступил в Академию, где принял монашество с именем Евгений, а спустя годы стал епископом Могилевским и Мстиславским.

Под руководством таких, истинно христианских, учителей Георгий Говоров с помощью Божией достиг блестящих результатов, особенно в написании сочинений на духовные темы. «Никто лучше его не писал,— вспоминал митрополит Макарий (Булгаков), учившийся со святителем на одном курсе,— только по скромности своей он не мог читать громко своего сочинения».


6. Самый важный шаг


Близость святынь Киево-Печерской Лавры создавала в Киевской Духовной Академии особую атмосферу, которая «отличалась какой-то особенной любовью, можно сказать, увлечением иночеством как идеальным общественным служением». Многие профессора и даровитые студенты принимали монашеский постриг.

Св.Иннокентий Херсонский.

Впечатления от посещений храмов и пещер Лавры, где подвизались святые затворники, были настолько сильны, что и на склоне своих дней свт. Феофан вспоминал их так живо, как будто был там вчера. «Киевская Лавра — там-то внутри чего-чего нет! Я почас же переношусь туда мыслью, так и полетел бы телом».

В 1839 Г. ректором Академии стал архимандрит Иеремия (Соловьев; в схиме Иоанн), впоследствии епископ Нижегородский, подлинный монах, мудрый и строгий подвижник, ставший духовным отцом Георгия Говорова. Он также был уроженцем Орловщины. Заметив любовь юного студента к молитве и богомыслию, о. Иеремия поддерживал его в поисках угодного Господу пути.

Свт. Феофан навсегда сохранил к нему глубокое уважение и любовь, советовался с Владыкой Иеремией и просил его молитв,

а при издании своих сочинений позаботился и об издании «Иноческого катехизиса» и «Иноческих писем» — трудов, созданных подвижником в затворе, длившемся 27 лет.

Поддержка о. Иеремии помогла Георгию победить в душевной борьбе, предшествовавшей самому главному шагу в его жизни — отречению от мира. Родственники вспоминали, что на старшем курсе Академии, он, прежде бывший общительным, во время каникул «казался замкнутым, сосредоточенным, по-видимому, решающимся на что-то важное, хотя никому этого и не высказывал». Удаляясь в поле, юноша гулял в уединении.

Зимой 1838—39 гг. преставились родители Георгия: матушка Татьяна, а за ней — о. Василий, переживший ее на две недели. Это еще более порвало его связь с миром.

Первого октября (14 октября н. ст.) 1840 г. Георгий подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество, в котором писал: «Имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединенной жизни, я, чтобы соединить то и другое в предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь свою монашескому званию». И четыре месяца спустя, 15 февраля 1841 г. в Свято-Духовском храме Киево-Братской обители о. Иеремия совершил его монашеский постриг с наречением имени Феофан, что значит «Богом явленный», в честь преподобного Феофана Сигрианского (память 25 марта н. ст./12 марта ст. ст.)

  Схиепископ Иоанн Затворник (Соловьев).

Всю жизнь Затворник Вышенский особо почитал своего Небесного покровителя.

Преподобный Феофан Сигрианский был уроженцем Константинополя. Приняв монашество и преуспев в смирении, он устроил монастырь на острове Каломиос в Мраморном море, где затворился в келье и пребывал в молитве, занимаясь переписыванием духовных книг. В 781 г. он основал монастырь Великое Поле, управляя которым, лично участвовал в работах, подавая братии пример послушания. По святой просьбе своего покойного друга, Георгия Синкела, прп. Феофан написал продолжение его незаконченного труда «Хронография» — всемирной истории Церкви. За отказ отречься от иконопочитания император Лев V заточил святого в тюрьму на о. Самофракия, где исповедник скончался.

Помощь Небесного ходатая, несомненно, сопутствовала свт. Феофану в его жизни, вдохновляя на ревностную проповедь Православия, молитвенные подвиги в уединении, написание духовных трудов и святых икон.

Киево-Печерская лавра.

Вместе с Георгием монашество приняли еще три студента Академии, в том числе будущий историк Русской Православной Церкви, митрополит Московский Макарий (Булгаков). «После пострижения,— вспоминал свт. Феофан,— мы отправились в Лавру к благочестивому старцу иеросхимонаху Парфению, духовнику митрополита и Лавры, великому молитвеннику. „Вот вы, ученые монахи,—говорил он,— набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу,— вот чего добивайтесь ,— и я с молодых дней этого искал, и просил, чтобы ничто не мешало мне пребывать непрестанно с Богом». Шестого апреля 1841 г.* состоялась архиерейская хиротония Владыки Иеремии, нареченного во епископа Чигиринского. На следующий день в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры он рукоположил инока Феофана во иеродиакона, а 7 июля — во иеромонаха.

«Замечательно, что такой подвижник, как Преосвященный Феофан, пострижен в монашество и рукоположен в первые две степени священства таким истинно богоугодным мужем,— писал церковный публицист А. Кондратов,— Так в жизни духовной один ярко горящий светильник горением Божественного света возжигает другие, новые светильники, да во время свое поставлены будут на свещнице и светят всем в доме (Мф. 5, 15)».

Перед выпуском из Академии о. Феофан написал магистерскую диссертацию под названием «Подзаконная религия, как она дана Богом чрез Моисея народу Израильскому», которая отличалась обилием сведений и суждений о ветхозаветном законе Божием.


* Дата хиротонии епископа Иеремии (Соловьева) приводится по изданию: Православная энциклопедия.


Метки (тэги)
Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Проверьте также

Закрыть