Святитель

3(4). Родной Чернавск

Большое село, где прошло детство святителя.

3. Родной Чернавск


Большое село, где прошло детство святителя, выросло вокруг крепости, основанной казаками, и с 1636 по 1779гг. имело статус города. Природа этого края очень живописна. В середине XIX в. большую его часть занимали черноземные луговые степи, с необычайным разнообразием цветов и трав.

Тогда в Чернавске стояло три церкви: Владимирская, Покровская и Пятницкая. Главным в селе (а ранее — соборным в городе)
был храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, где настоятельствовал иерей Василий Говоров — отец свт. Феофана.

Икона Божией Матери «Утоли моя печали», пребывающая в Покровском храме с. Чернава

В 1818 г. батюшка Василий выстроил на месте старой деревянной церкви каменный храм с высокой колокольней, на которую так любил взбираться маленький Георгий. Главной святыней этого храма была древняя Владимирская икона Царицы Небесной, по преданию, принесенная сюда из давно  упраздненного Чернавского Владимирского монастыря.

В 1877г. старанием прихожан в одной ограде с Владимирской церковью возвели церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», прозванную народом «Утолимской». В ней освятили еще два предела: во имя святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского.

Святой Феофан никогда не забывал родного села. Для придела свт. Тихона в «Утолимской »церкви» он пожертвовал написанную собственноручно икону Задонского чудотворца, в которой помещалась частица мощей этого угодника Божия.

О. Иоанн Нецветаев.

После революции безбожники разрушили и разграбили все Чернавские храмы,  уцелела только обезображенная колокольня Покровского. Когда » власть » коммунистов пала, этот храм был восстановлен и теперь является единственным действующим в селе.

Последним священником Владимирской церкви, где служил родитель свт. Феофана, был о. Иоанн Нецветаев. Односельчанам он запомнился как человек незаурядный. Батюшка ненадолго пережил разорение храма. Его обвинили в «контрреволюционной  деятельности» и 27 декабря 1937 г. он был приговорен к расстрелу, мученически пострадав за Христа.


4. Прилежный ученик


Через два года после рождения святителя в старинном русском городе Ливны открылось уездное Духовное училище, и в 1825г. иерей Василий Говоров определил в него на обучение сына. Перед тем, как отвезти Георгия в Ливны, батюшка отслужил молебен перед древним Владимирским образом Божией Матери, прося Ее покровительства в духовном образовании отрока.

В те времена училище располагалось в помещениях при церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы, не сохранившихся до наших дней. Сегодня здесь пролегает аллея, на которой стоят бюсты героев Великой Отечественной войны.

Ливенское Духовное училище.

Учеба длилась пять лет, не считая подготовительного года. Мальчики проходили Закон Божий, церковное пение, греческий язык и латынь, русский язык, арифметику и географию. Большинство выпускников переходили в Орловскую Духовную семинарию, а некоторые становились дьячками или пономарями.

До 1902 г., когда для Ливенского Духовного училища было выстроено каменное двухэтажное здание с колокольней, оно не было приспособлено для проживания воспитанников. Поэтому о. Василий устроил Георгия на квартиру к преподавателю Ивану Васильевичу Петину, ставшему впоследствии протоиереем и служившему в соборе Троицы Живоначальной в Ливнах. Он оказал благотворное влияние на своего «постояльца».

Георгий стал одним из лучших учеников, и в 1829 г. был переведен в Орловскую Духовную семинарию. Образование в ней отличалось цельностью и основательностью. Каждому из учащихся давалось много письменных упражнений и сочинений. Благодаря этому каждый успех добывался не иначе, как «самостоятельным усидчивым трудом».

Ректором семинарии тогда был архимандрит Исидор (Никольский), впоследствии — митрополит Санкт — Петербургский и Новгородский, а наставником по математике и греческому языку — профессор Николай Городецкий (в будущем — митрополит Киевский и Галицкий Платон).

Георгий Говоров учился с большим усердием и любознательностью. Особенно нравились ему философские науки и психология, которые преподавал Евфимий Андреевич Остромысленский. В дальнейшем он был ру коположен во священника, служил настоятелем Орловского кафедрального собора и написал много душеполезных сочинений, в том числе «Слово к воспитанникам гимназии о свойствах истинной мудрости».

Учитель, увлеченный своим предметом, сумел заинтересовать им и юных семинаристов, и в первую очередь студента Говорова.

Удивительный факт: он так полюбил психологию и философию, что пожелал остаться на повторный курс и ради дополнитель ных занятий провел в семинарии на два года больше.

Епископ Софония (Сокольский)

Епископ Софония (Сокольский) «Замечательны в творениях святителя обширные знания в области Священного Писания, и в этом отношении семинарское образование послужило фундаментом».

Догматическое богословие Георгию преподавал ректор семинарии с 1835 г. архимандрит Софония (Сокольский), духовный друг свт. Игнатия Ставропольского (Брянчанинова), один из выдающихся иерархов XIX в., первый архиепископ Ташкентский и Туркестанский. Многое в жизни Владыки Софонии имеет сходство с житием его про славленного ученика. В 1848—1853 гг. он, как впоследствии и свт. Феофан, служил настоятелем храма при посольстве России в Константинополе, исполняя не только богослужебные, но и дипломатические обязанности, собирал и переводил на Святой Земле и Афоне древние христианские богослужебные тексты. Благодаря его миссионерским трудам, в Персии к Святой Православной Церкви присоединились тридцать тысяч несториан*.

В семинарский период Георгий стал по степенно познавать, что такое внутреннее духовное делание. Он был отмечен в ведомостях о поведении как «отличающийся склонностью к уединению и трудолюбию, кроткий и молчаливый».

Здание Орловской Духовной семинарии

Это стремление к самоуглублению замечали не только преподаватели, но и родные, которые с детства видели его веселым и разговорчивым. На каникулах он был часто погружен в размышления, долго и усердно молился по ночам. Также в то время его душа прониклась особым благоговением к памяти свт. Тихона Задонского, на поклонение гробу которого он вместе со своей тетей, Марфой Никифоровной, ходил за сто верст пешком**.

После окончания старшего, богословского класса Орловской духовной семинарии Георгий Говоров, чье имя стояло на четвертом месте по успеваемости в списке выпускников, 5 августа 1837 г. был направлен в Киевскую Духовную Академию. Это произошло необычным образом: епархиальный архиерей, епископ Орловский и Севский Никодим (Быстрицкий), обратив внимание на основательные и значительные познания Георгия в Священном Писании, лично распорядился направить способного юношу для дальнейшего обучения в Киев.


* Последователей еретика Нестория, учение которого было осуждено на Третьем Вселенском соборе в 431 г.

** Верста составляет 1066,8 метра.


Метки (тэги)
Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Проверьте также

Закрыть