Уход в затвор

29. Зажигать сердца — вот что нам нужно

«Зажигать сердца — вот что нам нужно»


Равноапостольный Николай Японский.

Вышенский просветитель был выдающимся миссионером своего времени. Не случайно равноапостольный Николай Японский (Касаткин) в 1879 г. через Синод приглашал его потрудиться вместе в стране восходящего солнца. Но свт. Феофан не оставил своего уединения.

В борьбе за спасение душ соотечественников он ревностно разоблачал лжеучителей, как новых, так и старых.

Он «не пропускал случая сказать свое веское слово в обличение католицизма». Так, в декабре 1890 г. святитель замечал: «Доходят и в наш лес слухи, что католики сеют свои нечестивые учения, и будто с успехом». Вслед за этим Владыка обратился к редактору журнала «Церковные ведомости» с предложением составить книгу с подробным опровержением всех католических заблуждений, «имея которую в руках, православный мог бы отражать бредни патеров».

Не менее решительно свт. Феофан противостоял деятельности протестантских сект, о которой в 1891 г. писал: «Католики помутили апостольское Предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа».

Когда в Петербурге возникла секта Пашкова, развернувшая свою деятельность при поддержке многих лиц из столичной элиты, свт. Феофан издал обличительные письма, вкоторых с замечательной широтой и основательностью разбирается лжеучение Пашкова как одна из отраслей протестантства». Эти письма были высоко оценены Св. Синодом, изданы большим тиражом и широко распространялись в местах сектантской активности.

Бесплатная раздача книг Обществом поощрения духовно-нравственного чтения

Подвижник также противостоял и лжеучению Льва Толстого, которого считал «самым злым из современных еретиков как по направлению учения, так и по степени его распространения. Письма святителя по поводу толстовщины полны глубокого негодования, поистине дышат пламенным энтузиазмом древних ревнителей благочестия».

Святитель был чужд всякой двойственности в отношении к искажению догматов Христианства: «У нас в моду вошло нежно обходиться со всеми лжеучителями и их ложью,— писал он,— Следует ли так? Посмотрите, как величали святые апостолы и Сам Господь инакоучащих: вожди слепые (Мф. 23, 24). А их инакоучения вот как именовали: сети диавола (2 Тим. 2, 26). Вот как надо говорить к еретикам и о еретиках. Если бы оглашали их всюду, как следует, не было бы охоты слушать таких заразителей».

Актуальны в наше время и мысли святителя о необходимости активного миссионерства, о том, что при этом нельзя допускать формализма и теплохладности: «Соберут деньжонок, накупят книжек и станут раздавать даром или продавать по дешевой цене. Вот и всё. Мертво. Живых действователей нет. И общества не принесут ожидаемой пользы. Поджигатели должны сами гореть. Горя, ходить всюду — и в устной беседе зажигать сердца… Вот что нам нужно!»

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»