Святитель

11(12). Духовные сокровища пустыни

Одним из главных дел иеромонаха Феофана на Востоке стало собирание древних рукописей

11. Духовные сокровища пустыни


Лавра преподобного Саввы Освященного.

Одним из главных дел иеромонаха Феофана на Востоке стало собирание древних рукописей святоотеческих аскетических творений и начало их перевода на русский язык. В библиотеке Палестинской Лавры прп. Саввы Освященного будущий святитель нашел и собрал множество драгоценных духовных творений. В монастыре вмц. Екатерины на Синае он вместе с архимандритом Порфирием составил каталог хранящихся в ней книг и ознакомился с древнейшей рукописью Нового Завета — Синайским кодексом.

«В настоящее время мы удивляемся, насколько глубоко все писания Преосвященного Феофана проникнуты духом древних христианских подвижников. Для стяжания этого великого дара недостаточно было изучить их жизнь и труды по книгам. Нужно было опытно изучить поприще этих подвигов.

В Египте он прошел и исследовал древнюю пустыню — эту истинную колыбель христианского аскетизма; дышал воздухом пещеры, в которой девяносто лет подвизался преподобный Павел Фивейский.

Во время путешествий по Востоку он много узнал о подвижнической жизни афонских старцев, увлекся ею и установил с иноками Святой Горы прочную нравственную связь, которую сохранил до конца жизни».

Икона «Господь Вседержитель» кисти свт. Феофана Затворника.

В Иерусалиме иеромонах Феофан начал серьезно заниматься иконописью и достиг в ней больших успехов, жертвуя арабским храмам иконы своего письма. Так, однажды руководитель Миссии предложил ему написать образа для иконостаса в бедной церкви селения Эн-Арик. «Добродушный, благочестивый и ревностный к благу ближнего, он с радостью принял мое предложение»,— вспоминал архимандрит Порфирий.

Когда, переутомившись и заболев, начальник Русской Духовной Миссии на семь месяцев уехал на лечение в Киев, ее делами управлял о. Феофан. Девятого марта 1851 г. по повелению Государя Николая I он был награжден за усердие золотым наперсным крестом.


12. Мрак идет с запада.


Звезда на месте Рождества Спасителя.
Ее кража в 1847 г. стала одной из причин,
по которой началась Крымская война.

По дороге в Палестину иеромонах Феофан писал в одном из писем: «Мрак идет с Запада, а свет не хотим принимать с Востока. Не хвалите России настоящей. Пишите ей обличительный укор, что она не туда пошла со времени знакомства с Западом».

В 1853 г. эта характеристика западных «ценностей» получила свое подтверждение: Англия спровоцировала тяжелейшую для России Крымскую войну, главной причиной которой стало желание еретиков отнять у Православной Церкви святые места Иерусалима и Вифлеема.

Восьмого мая 1854 г. архимандрит Порфирий и его сотрудники выехали в Россию. Возвращаться им пришлось через Италию и Австрию. В Венеции они приложились с. о. Бурачок к мощам святых Саввы Освященного, Афанасия Великого и Иоанна Милостивого: «Нам позволили посмотреть поближе и поцеловать хоть стекло»,— вспоминал иеромонах Феофан. Русские миссионеры следили за ходом боевых действий по сообщениям европейских газет. Каждый день в героически оборонявшемся Севастополе гибли люди.

Во время пребывания в Риме о. Порфирий добился аудиенции у папы римского Пия IX, на которой его сопровождал о. Феофан. Архимандрит Порфирий сказал главе католиков, что действия его «Иерусалимского патриарха» разрушают хрупкий мир между людьми разных вероисповеданий на Святой Земле, и призвал его потребовать, чтобы православных перестали называть «схизматиками, выкидышами и другими пакостными прозвищами». Пытаясь выгородить себя, Пий IX «жаловался, что русский Император Николай самовольно распоряжается католическим духовенством».

Пещера прп. Саввы над потоком Кедрон

Эта беседа еще более усилила отрицательное отношение о. Феофана к папизму. В книге «Письма к разным лицам о разных предметах жизни и веры» он напишет: «Ни у папистов, ни у протестантов, ни у англикан нет истины Божией — настоящей, чистой, полной. Она пребывает только в единой истинной Церкви Православной. Основанная апостолами Церковь — это Православная Церковь, и здесь Христос».

Актуальны ныне и такие слова великого христианского мыслителя: «Как развратился Запад? Сам себя развратил: стали вместо Евангелия учиться у язычников и перенимать у них обычаи — и развратились. То же будет и у нас: начали мы учиться у отпадшего от Господа Запада и перенесли в себя дух его. Это кончится тем, что, подобно ему, отшатнемся от истинного Христианства. Но во всем этом ничего нет необходимо-определяющего: захотим — и прогоним западную тьму».

Русские миссионеры не отвергали технических и культурных достижений западной

цивилизации. Так, осмотрев в Риме картины Рафаэля, иеромонах Феофан приобрел их репродукции, чтобы лучше изучить технику живописи. В Австрии и Польше ему представилась возможность «видеть центры немецкой учености и познакомиться с сокровищами ее в библиотеках и музеях». Но ни научные, ни технические успехи европейской культуры не могли поколебать убеждений о. Феофана в деградации западного мира.

«Нас увлекает просвещенная Европа! — напишет он потом,— Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие. И оттуда уже они к нам переходят.

Солдаты и матросы — защитники Севастополя.

Дохнувши этим чадом адским, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня.

Но, братия, припомним 1812 год. Зачем это приходили французы?.. Бог послал их истребить то зло, которое мы у них прежде переняли. Тогда покаялась Россия, и Бог помиловал ее. Но вот, кажется, начал забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет, а если не опомнимся, кто знает, может быть, опять пошлет на нас Господь учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления.

Таков закон Правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему».

После возвращения из Палестины началась публикация переводов святоотеческих творений, сделанных иеромонахом Феофаном. Сначала увидели свет «Послания монаха Исаии к благороднейшей монахине Феодоре», а затем — «Достопамятные изречения святых жен-подвижниц» и «Духовные наставления монаха Исаии». Эти книги составили «Митерикон» — сборник изречений и житий святых жен, ставший бесценным подарком для православных христианок России.


Метки (тэги)
Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.